Законодательные акты, регламентирующие процесс представления
налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде
Общие вопросы представления налоговых деклараций регламентируются Налоговым
кодексом РФ. Следует обратить особое внимание на Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Вступление в силу настоящего Федерального закона,именно в соответствии с формулировкой ст.20,
налогоплательщики имеют право представлять налоговые декларации в электронном
виде, в том числе - по каналам связи.
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127) признать утратившим силу с 1 июля 2012 года регламентирует вопросы применения средств электронной
подписи в системах электронного документооборота.
Общие вопросы представления бухгалтерской отчетности регламентируются
Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете".
Следует обратить особое внимание на Федеральный закон РФ от 28.03.2002
№32-ФЗ "О внесении изменения и дополнения
в Федеральный закон "О бухгалтерском учете". В соответствии с формулировкой
изменений и дополнений, введенных этим законом, налогоплательщики имеют
право представлять документы бухгалтерской отчетности в электронном виде,
в том числе - по каналам связи.
Законодательные акты и нормативные документы ФАПСИ,
регламентирующие вопросы применения средств криптографической защиты информации,
а также виды деятельности в рамках Системы, лицензируемые ФАПСИ
Для осуществления ряда видов деятельности, связанной с организацией и
обеспечением электронного документооборота в Системе, требуются лицензии.
Поскольку в Системе используются средства криптографической защиты информации
(СКЗИ), или шифровальные средства, и средства электронной цифровой подписи
(ЭЦП), то в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001
"О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 17) для осуществления
деятельности в этой области требуются соответствующие лицензии. В соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 №135
"О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование этих
видов деятельности осуществляет ФАПСИ при Президенте РФ. Порядок получения
лицензий определяется Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 691.
Организация электронного документооборота по каналам связи между налогоплательщиками
и налоговыми органами предполагает предоставление услуг телематических
служб (это деятельность специализированного оператора связи в Системе).
Этот вид деятельности лицензируется Министерством РФ по связи и информатизации
в соответствии с Федеральным законом РФ от 16.02.1995 №15-ФЗ
"О связи".
Отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения
и предоставления потребителю, создании и использовании информационных
технологий и средств их обеспечения, защите информации, регулируются Федеральным
законом РФ от 20.02.1995 №24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации".
Практическая деятельность по использованию СКЗИ определяется нормативной
документацией ФАПСИ и Правилами пользования СКЗИ (определяемые разработчиком
СКЗИ). К этой документации относятся:
"Инструкция об организации и обеспечении
безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием
средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не
содержащей сведений, составляющих государственную тайну" (Приказ ФАПСИ
от 13.06.2001 №152);
"Положение о порядке разработки, производства,
реализации и использования средств криптографической защиты информации
с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную
тайну" (Положение ПКЗ-99, Приказ ФАПСИ от 23.09.1999 №3-158).
Документы МНС России, регламентирующие работу Системы
и ее элементов
"Порядок представления налоговой декларации
в электронном виде по каналам связи", введенный Приказом МНС России
от 02.04.2002 №БГ-3-32/169, разработан МНС России в соответствии с требованиями
ст.80 НК РФ.
Этот документ определяет основные характеристики процесса представления
налоговых деклараций в электронном виде. В нем указывается, что налогоплательщик,
сдающий налоговые декларации в электронном виде не обязан представлять их
копии на бумажном носителе. В "Порядке представления..."
определены основные процедуры и документы, входящие в состав регламента
электронного документооборота при представлении налоговых деклараций в электронном
виде. В этом же документе впервые определен статус специализированного оператора
связи Системы, указаны его основные функции, а также приведены требования
к организациям, претендующим на право оказания услуг специализированного
оператора связи в Системе.
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам утверждены
"Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления
налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам
связи" (Приказ МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705).
В документе уточняются:
- требования к программно-аппаратным средствам представления налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи;
- процедура сопровождения формата представления налоговой и бухгалтерской
отчетности в электронном виде;
- требования к специализированным операторам связи;
- правила использования средств ЭЦП и средств шифрования;
- порядок электронного документооборота при представлении налоговых
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи;
- порядок формирования информационной выписки об исполнении налоговых
обязательств перед бюджетом в электронном виде.
В качестве приложений к методическим рекомендациям приведены формы типовых
документов, используемых в процессе развертывания регионального сегмента
Системы.
|